Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech

Министерство культуры Краснодарского края

ГБУК ККДБ им. братьев Игнатовых



mk

Дерево без фона

Государственное бюджетное учреждение культуры
«Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых»

ПОНЕДЕЛЬНИК - ЧЕТВЕРГ, 10:00-18:00     geo350063, г. Краснодар, ул. Красная, 26/1

ВОСКРЕСЕНЬЕ 10:00-18:00                          geo+7 (861) 268-69-97

ПЯТНИЦА 10:00-17:00                                    geoignatovka2021@yandex.ru

Каждый последний ВТОРНИК месяца - санитарный день

Чтобы оценить условияNOK
предоставления услуг

используйте QR-код
или перейдите по ссылке ниже:
Оценить условия предоставления услуг

Задать вопрос
Продлить книгу
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Экспрессионизм

Григорьев

Б. Д. Григорьев. "Портрет В. Э. Мейерхольда". 1916

Экспрессионизм – это направление в мировом изобразительном искусстве XX века (название от французского слова expressio – выражение). Его представители стремились не воспроизвести окружающий мир, а передать зрителю собственное эмоциональное состояние с помощью формы и цвета. Экспрессионисты считали, что мир находится на пороге глобальной катастрофы, потому зачастую они обращались к темам страха, разочарования, страдания, тревоги, негодования. Чтобы выразить эти сильные чувства, художники использовали неровные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, иногда преувеличение или, наоборот, упрощение. Многим знакома картина "Крик" живописца Эдварда Мунка.
Искусство Б. Д. Григорьева (1886–1939) сложилось в переплетении многих увлечений. Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874–1940), который во время написания полотна был главным режиссёром Императорских театров, – самое известное произведение художника. Его можно назвать результатом творческого содружества двух талантливейших мастеров начала XX века.
В. Э. Мейерхольд изображён во фраке, цилиндре, белых перчатках. Его поза странно изломана. На левой руке маска, он часто выступал в ней. За фигурой режиссёра мы видим двойника – юношу в восточном костюме. Выражение лица у него сосредоточенное, напряжённое – совсем как у Мейерхольда. Но экспрессия не только в движениях актёров, она в контрастах чёрного, белого, розового цветов. Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически "отразились гримасы современного духа…"


Фовизм

Речной пейзаж

Н. С. Гончарова. Речной пейзаж. 1909–1911

Фовизм (фр. Le fauvisme, от фр. les fauves – "дикие", "хищники") – это течение в живописи, которое считается самым первым авангардным стилем XX века. Направление просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри Матисс и Андре Дерен. Живописцев назвали "дикими зверями" за буйство цвета, и более точное определение подобрать было сложно. Самим художникам оно очень понравилось и быстро получило широкое распространение.
Даже творчество импрессионистов казалось на фоне фовизма казалось реалистичным искусством. Новаторы-фовисты изображали мир таким, каким им хотелось. Пейзажи, портреты, натюрморты – они писали их так, чтобы зритель мог получить визуальные впечатления от картины.
Художника беспокоили форма и цвет, а не то, что он изображает. Фовисты считали, что с помощью цвета можно показать настроение внутри полотна. Интенсивные цвета стали визитной карточкой фовистов. Художники предпочитали чистый цвет на полотне, иногда сочетая цвета, прямо противоположные друг другу, такие как зелёный и красный.
В начале
XX века многие русские живописцы отдали дань фовизму. Среди них – К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Одним из самых ярких представителей фовизма стал Марк Шагал, который внёс в этот стиль свой особый колорит.
Объединяясь в группы и общества, фовисты устраивали выставки и публичные диспуты, писали манифесты и издавали журналы.
Русские коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин были покорены фовизмом, благодаря этому сейчас в Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ данного стиля.


Модерн

Дом РябушинскогоДом С. Рябушинского. Построен Ф. Шехтелем в 1902 году. Москва


Искусство можно найти повсюду – не только в музее, но и на улицах города и даже у себя дома. Разобраться в его видах, стилях и направлениях не просто, но интересно. Начнём с модерна, его ещё называют ар-нуво, что в переводе с французского означает "современный".
Такое ощущение, что художники и архитекторы решили вернуть людям красоту. Поискали… и нашли её в природе. Ведь для модерна характерны причудливые линии, природные формы цветов и лепестков. Дом, похожий на улитку, возвёл в Москве для купца С. Рябушинского архитектор Фёдор Шехтель. Сейчас здесь музей-квартира А. М. Горького. В доме одна комната плавно перетекает в другую. Кажется, что здание закручивается, совсем как домик улитки.
Архитектор Антонио Гауди строил дома, похожие на дракона, или на волну, набегающую на берег, или даже на старый камень со множеством дырочек. Купола напоминают мороженое, лампочку, а может быть, торшер?
В Краснодаре, на углу улиц Красной и Гимназической, расположен особняк, который был построен в 1910 году и принадлежал братьям Богарсуковым – богатым купцам. Архитектор – модный в те времена зодчий Александр Козлов. Здание было богато украшено лепкой как снаружи, так и внутри. Получилось очень изящно. Конечно, своей красотой оно затмило большинство екатеринодарских строений.
Мастер Эмиль Галле делал разноцветные стеклянные вазы, внутри которых "поселились" бабочки, стрекозы, орхидеи, розы. Эта техника стала популярной в России.
В живописи модерн с обилием орнаментов и украшений, растительных, природных мотивом, плоских фигур был популярен у В. Васнецова, М Врубеля, Е. Поленовой, И. Билибина и других, писавших картины, навеянные впечатлениями природы.


Символ праздника – открытка

Новогодняя открытка 1

Новогодняя открытка 2

Открытки сейчас стали довольно редким способом связи между людьми. В советское время их десятками приносили в каждый дом, это была любимая традиция – поздравлять по почте родственников, друзей, учителей, одноклассников.
Традиция дарить друг другу открытки в России появилась в 1870-х годах. По одной из версий, её зачинателем был библиотекарь Петербургской академии художеств Фёдор Веренштам.
Вначале открытки были без иллюстраций. Одна сторона предназначалась для написания текста, её украшала надпись о том, что почтовое управление за содержание письма не отвечает. А на другой стороне не было ничего, кроме адреса.
Затем появились картинки. На рождественских открытках чаще всего изображали русскую природу, дома, занесённые снегом. Многие известные художники принимали участие в создании первых новогодних карточек: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский, Николай Рерих. Появилась мода коллекционировать почтовые открытки – филокартия. Их стали бережно вклеивать в альбомы, начался массовый выпуск открыток.
Владимир Иванович Зарубин, прежде чем рисовать открытки, создал образы героев около 100 мультфильмов, вышедших в "Союзмультфильме", – "Ну, погоди!", "Маугли", "По следам бременских музыкантов" и многие другие. Праздничные открытки Владимира Ивановича были необычайно популярны. Их спрашивали на почте, за ним выстраивались очереди в магазинах. Его называли художником, который нарисовал Новый год. Открытки В. И. Зарубина вместе с конвертами и телеграммами были выпущены в количестве 1 588 270 000 экземпляров! Коллекционирование открыток Владимира Зарубина – особый вид в филокартии. Дети писали письма художнику, а он всем отвечал, уверенный, что его рисунки помогут людям стать добрее.


Георгий Францевич Милляр (07.11.1903–04.06.1993)

Милляр

Баба-яга, Кащей Бессмертный, Чудо-юдо… Разные образы и один человек – неповторимый Георгий Милляр. 7 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения актёра, подарившего миру кино и нам – зрителям любимых сказочных персонажей.
С детства он питал особую любовь к искусству, особенно интересовался театром. Георгий мечтал, что однажды, как и его тётя, станет актёром, поэтому сразу после школы парень устроился в театр в Геленджике бутафором. А когда ему пришлось заменить заболевшего артиста, талант Милляра увидели все. В 1924 году он отправился в школу при Московском театре Революции.
Несмотря на сложности с дикцией и угловатую внешность, Георгий Францевич Милляр получил образование и был принят в труппу. Он успешно играл в спектаклях, срывал овации и ...мечтал о кино.
Ему посчастливилось встретиться классику киносказок Александру Роу, который через некоторое время пригласил актёра на роль царя Гороха в фильм "По щучьему велению" (1938 г.). Когда режиссёр начал работу над "Василисой Прекрасной" (1939 г.), не мог найти актрису на роль Бабы-яги. Георгий предложил свою кандидатуру, ведь никакая женщина не позволит себя изуродовать, даже для роли, а он был готов сделать всё для кино. В итоге этот образ – самый запоминающийся в карьере Милляра, возвращался он к нему не раз.
Нечисть у Милляра, как правило, необыкновенно обаятельная. Но некоторые роли, например Кащея Бессмертного в одноимённом фильме, получались мистическими и даже страшными. "Мне нравилось быть и чёртом, и подводным царём, и злодеем Кваком, и оборотнем, но меня боятся даже животные. Когда я однажды на съёмках в образе Кащея предстал перед лошадью, она встала на дыбы и отказалась подпускать меня к себе. Приходилось завязывать ей глаза", – вспоминал Георгий Милляр в биографии.
Лучшим воспоминанием об актёре будет знакомство с фильмами, где он снимался – "Варвара-краса, длинная коса", "Огонь, вода и …медные трубы", "Морозко", "Королевство кривых зеркал", "Василиса Прекрасная", "Марья-искусница" и другими.


Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887)

Репин И

Репин И. Е. Портрет композитора и учёного-химика А. П. Бородина. 1888

Каждый из нас мечтает найти своё призвание. Удивительными кажутся истории, когда люди становятся знаменитыми совсем не в той области, в которой они предполагали. Как, например, композитор Александр Порфирьевич Бородин, который не имел специального музыкального образования, а был профессором химии в Военно-медицинской академии в Петербурге. Знаем же его мы как создателя эпической оперы "Князь Игорь", трёх симфонии – одна из которых "Богатырская", пьес для фортепиано, участника творческого объединения русских композиторов "Могучая кучка".
Химией Саша увлёкся в десять лет – она рассматривалась как дело всей жизни, Бородин утверждал, что для него "…музыка – забава…". Путь в профессию начался с петербургской Медико-хирургической академии, в которой он начал заниматься химией под руководством Николая Зинина. Это был преданный науке человек. Когда Бородин во время учёбы начал писать романсы, фортепианные пьесы, он вызывал недовольство преподавателя, считавшего, что занятия музыкой мешают серьёзной научной работе. Зинин публично заявил: "Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами; на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах".
В 1857 году Александр Порфирьевич выдержал экзамен на степень доктора медицины. Лето 1858 года он провёл в Солигаличе (Костромской губернии), где изучал состав минеральных вод местной водолечебницы. Вскоре место стало модным курортом, сейчас там санаторий, который носит имя композитора.
Бородина увлекала и общественная деятельность – он боролся за право женщин получать высшее образование, был одним из редакторов журнала "Знание".
Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь", над ней композитор работал восемнадцать лет. В 1869 году у композитора появилась идея о создании симфонии, олицетворявшей былинную мощь России. Музыкальный критик Владимир Стасов назвал её "Богатырской" – он самое главное уловил в мелодии Александра Порфирьевича. Это вершина его симфонического творчества.
Если сравнивать с другими композиторами, Александр Порфирьевич написал немного музыкальных произведений. Но каждое – шедевр, о котором знает весь мир. И другие, как правило, не занимались наукой. Убедиться в невероятном таланте композитора можно, пролистав афиши крупных отечественных театров, со сцен которых звучит музыка Александра Бородина.


"Детской литературе" – 90!

detlit

9 сентября 2023 года первое и старейшее в России издательство книг для детей "Детская литература" отмечает девяностолетие. Это праздник сотрудников, авторов, художников, переводчиков и, конечно, библиотекарей.
Название и логотип издательства знакомы не одному поколению – книги издательства читали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, читаем мы, читаете вы. По итогам 2022 года издательство "Детская литература" – в числе ведущих издательств детской книги. За 90 лет издано более 7 000 000 000 экземпляров и более 30 000 наименований.
Вначале издательство называлось "Детгиз", его задачей было приобщение юных читателей к культурным богатствам, накопленным человечеством. Удивительно, но к его деятельности привлекались и сами будущие читатели. В газетах "Пионерская правда" и "Правда" было опубликовано письмо М. Горького, в котором он просил детей написать ему, что они читают, какие книги им нравятся. В ответ пришло более двух тысяч писем, сыгравших большую роль в судьбе "Детгиза". Литературным редактором "Детгиза" стал Самуил Яковлевич Маршак.
Рождение нового издательства совпало с приходом в детскую литературу больших писателей, которые весело и серьёзно рассказывали детям о мире, в котором они живут. Каждая книга Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Бориса Житкова, Виталия Бианки, Аркадия Гайдара, Михаила Пришвина, Агнии Барто, Льва Кассиля и многих других авторов открывала ребёнку окружающий мир. А художники-графики В. Лебедев Б. Диодоров, Г. Мазурин, Ю. Иванов, А. Архипова, Н. Гольц, С. Яровой, М. Петров, В. Чижиков и другие осветили содержание книг необыкновенными иллюстрациями.
Отрадно, что наша библиотека образована в том же году, что и главное детское издательство. А это ещё один повод, чтобы открыть для себя новые книги или перечитать любимые произведения!


Владислав Старевич и его персонажи

Владислав Старевич и его персонажиВ песне А. Зацепина из мультфильма "Фильм, фильм, фильм!" есть такие слова: "Профессий много, но! Прекрасней всех – кино". Наверняка многие из нас согласятся с этими словами: кажется, нет людей, равнодушных к этому виду искусства.
27 августа мы отмечаем День российского кино – праздник тех, кто делает и любит отечественные фильмы. С чего начиналось наше кино?
Первый стационарный "Электрический кинотеатр" был открыт ещё в 1897 году в Москве. "Крутили" в нём "движущиеся картинки" братьев Люмьер. Стоимость билетов была высока, фильмов мало, просуществовал кинотеатр всего год.
В октябре 1908 года в Москве, в театре "Аквариум", состоялась премьера первого российского фильма. Это была короткометражная лента "Понизовая вольница" по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень…". Это была родная история, близкая и понятная всем зрителям России! Фильм режиссёра Владимира Ромашкова длился всего 7 минут.
А вот знаменитая картина Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин", вышедшая на экраны в 1926 году, стала полнометражной художественной лентой, вошедшей в золотой фонд советского и мирового кинематографа.
А мультфильмы? Когда они появились в нашей стране? В 1906 году балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев поставил первый кукольный мультфильм, который был практически не известен публике до 1995 года: именно тогда был найден архив А. Ширяева.
Были и другие авторы. Один из них – Владислав Старевич, придумавший использовать в мультфильмах чучела насекомых. Биологу по профессии путь в мультипликацию открыл снятый им обучающий фильм для студентов о рогатых жуках. Так появились короткометражки "Стрекоза и муравей" по басне И. Крылова и "Весёлые сценки из жизни животных". Хитом своего времени стал фильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами", в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты рыцарских романов. Многие думали, что автор дрессируют насекомых!
В. Старевич, объединив актёрскую игру и мультипликацию, создал фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа. Первые российские картины вдохновили последующих авторов на создание шедевров отечественного кино.


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Автопортрет Лермонтова

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837–1838.

Михаила Юрьевича Лермонтова знают во всём мире как знаменитого поэта, прозаика, драматурга. Лермонтов-художник оставил после себя тринадцать картин, выполненных маслом, более сорока акварельных работ и свыше трёх сотен рисунков и набросков. Во времена его детства дворянских отпрысков учили не только фехтованию, музыке, иностранным языкам, но и азам живописи и рисунка.
К искусствам Михаил Юрьевич имел удивительный талант, всё давалось ему без особого труда: "...он был счастливо одарён способностями к искусствам; …рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины..." – так писал биограф поэта о его детских годах.
В семье говорили, что в детстве он сначала увлёкся рисованием и только после этого стал сочинять стихи.
Повзрослев, Лермонтов брал уроки у профессиональных художников. Первым учителем рисования стал Александр Степанович Солоницкий. Позднее поэт учился живописи у Петра Ефимовича Заболотского, известного двумя портретами Михаила Юрьевича, написанными маслом в 1837 и 1840 годах. В своих работах Лермонтов стремился подражать Карлу Брюллову – самому модному в те времена живописцу.
Работы Михаила Юрьевича очень разнообразны. Он писал пейзажи и портреты, военные эпизоды, создавал иллюстрации к собственным произведениям. Самые известные картины и зарисовки Лермонтова связаны с Кавказом, многие из них были созданы во время первой ссылки – "Эльбрус на восходе солнца", "Вид Крестовой горы", "Вид Тифлиса", "Воспоминание о Кавказе", "Эпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 года" и другие.
Исследуя живописное творчество Михаила Юрьевича, специалисты сделали вывод, что изображаемая местность в основном соответствует реальной. Его стремление к максимальному соответствию натуре касалось не только пейзажей, но и портретов. Например, автопортрет, написанный в 1837–1838 годах, исследователи жизни и творчества поэта считают одним из самых достоверных портретов.
Многие работы Лермонтова-художника хранятся в музеях, к сожалению, большая часть рисунков и живописных полотен считается утраченной.


Александр Александрович Киселёв (1838–1911)

Киселёв АКрамской И. Портрет художника А. А. Киселёва. 1883

Лето – пора путешествий, отдыха, моря. Многие туристы знают достопримечательность, расположенную на территории Туапсинского района нашего края, так называемую "скалу Киселёва". Памятник природы интересен отвесной гладкой стеной, размерами – 46 метров в высоту и 60 метров в ширину. Что же это за человек, имя которого местные жители увековечили таким необычным образом?
Александр Александрович Киселёв был русским живописцем-пейзажистом, участником Товарищества передвижных художественных выставок, академиком Императорской академии художеств, руководителем пейзажной мастерской.
Киселёв учил живописи детей Саввы Ивановича Мамонтова, был вхож в его художественный кружок, который предприниматель собрал из творческих людей.
Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами, ими украшали особняки русской знати и членов императорской семьи.
В первый раз Киселёв посетил Туапсе в 1886 году. Поразившись красотой местных пейзажей, на мысе Кадош он построил дачу для своей семьи. В этом гостеприимном доме бывали А Серафимович, И. Айвазовский, М.  Горький, и другие известные люди.
Целая серия этюдов и картин живописца посвящена Туапсе и окрестностям, а также путешествиям по Кавказу. Картины "Кадошские скалы", "Окраина Туапсе", "Спуск к морю" кисти Киселёва как раз о достопримечательности, которую в наше время так и стали называть – "Скала Киселёва". Кстати, это место съёмок известной сцены рыбалки на Белой скале с участием Юрия Никулина и Андрея Миронова в кинофильме Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука".


Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

 К. Брюллов. Портрет Ивана Андреевича Крылова. 1839К. Брюллов. Портрет Ивана Андреевича Крылова. 1839

Уверены, что вы знакомы с творчеством Ивана Андреевича Крылова. Он известен как автор басен – их за свою жизнь поэт написал 236. Но мы, библиотекари, знаем, что Иван Андреевич стоял у истоков библиотечного дела в России. Он пришёл работать в Публичную библиотеку в Петербурге уже как известный литератор. В общей сложности он отдал ей почти 30 лет. Сначала его приняли помощником библиотекаря, затем – библиотекарем и заведующим отделением русских книг. Крылов говорил: "Я свою должность ни на какую другую не променяю".
В эти годы библиотека формировала фонд отечественной литературы – Иван Андреевич проверял поступление обязательных экземпляров вышедших изданий. Крылов занимался и составлением каталогов, при нём место книги на полке стало соответствовать её шифру в каталоге. Он многое сделал для того, чтобы библиотекарь легко мог найти книгу по требованию читателей.
Иван Андреевич составил правила пользования книгами в читальном зале. По уставу посетителям полагалось быть добропорядочного поведения, честными и бескорыстными. Кроме того, предписывалось, что библиотекарь "не должен быть только хранителем, регистратором и только выдавать книги. Он должен быть в курсе современной науки, чтобы обеспечивать квалифицированные библиографические работы, систематическое пополнение фонда, а также научно обоснованно отвечать на вопросы читателей".
И, конечно, чтение басен на торжественных собраниях Публичной библиотеки также входило в служебные обязанности поэта.

1956 году на здании Государственной Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) была установлена мемориальная доска. На ней золотыми буквами высечена надпись: "Здесь с 1812 по 1841 год работал библиотекарем великий русский баснописец И. А. Крылов".

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен бронзовый памятник И. А. Крылову работы П. Клодта. Скульптор изваял баснописца в окружении людей и животных – персонажей басен. Это один из первых памятников русским писателям.


Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943)

РахманиновБ. Шаляпин. Портрет С. Рахманинова. 1940

Сергей Васильевич Рахманинов, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всём мире. Его великое будущее предсказал сам П. И. Чайковский, посетив воспитанников Николая Зверева в Московской консерватории. Этот педагог славился своей особой системой воспитания одарённых учеников.
Рахманинов заслужил необычную оценку от Петра Ильича, принимавшего экзамен по гармонии: тот поставил ему пятёрку с четырьмя плюсами. Дипломной работой будущего композитора стала опера "Алеко" по мотивам произведения А. С. Пушкина. Написанная всего за 17 дней, она была удостоена пятёрки с плюсом. Чайковский предложил поставить её сцене Большого театра в Москве.
В 24 года Рахманинов стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где подружился с известным певцом Фёдором Шаляпиным. Через несколько лет сын Фёдора Шаляпина Борис написал портрет Сергея Васильевича. Картина композитору очень понравилась, и он пожелал сняться вместе с художником и портретом.
Работая в должности дирижёра Большого театра, Рахманинов ввёл некоторые новшества, например, настоял, чтобы дирижёр находился между зрительным залом и оркестром – так оркестр мог видеть дирижёра. А ещё Сергей Васильевич добивался строгой дисциплины в оркестре.
У Рахманинова были необыкновенно длинные пальцы и большие руки. При игре на рояле одной рукой Рахманинов мог охватить двенадцать белых клавиш – дотянуться левой рукой от ноты "до" до ноты "соль" следующей октавы, при этом нажимая ещё несколько клавиш между ними. Однажды Рахманинов закрыл лицо руками от камеры надоедливого фотографа, а чуть позже увидел в газете снимок, подписанный "Руки, которые стоят миллион".
Композитор понимал, что руки для музыканта – главное, он даже создал специальную муфту с присоединённой к ней грелкой, в которой пианисты могли согревать руки перед концертом.

Некоторые произведения С. В. Рахманинова настолько всем известны, что иногда случаются в музыкальном мире настоящие казусы, когда композиторы используют музыку Сергея Васильевича, считая её национальным достоянием.


Наталия Ильинична Сац (1903–1993)

Наталия Ильинична Сац. Фото. 1920-е годы

Наталия Ильинична Сац. Фото. 1920-е годы

Много ли знаете вы женщин-режиссёров? Эта профессия надёжно закрепилась среди мужских. Наталия Ильинична Сац – первая в мире женщина – оперный режиссёр. А ещё – театральный деятель, публицист, драматург, педагог.
Она появилась на свет в семье известного композитора Ильи Саца и оперной певицы Анны Щастной. В их квартире часто бывали С. Рахманинов, К. Станиславский, В. Качалов, Е. Вахтангов.
Её театральный дебют произошёл в младенчестве. Илья Сац принёс дочку в театр, когда по сюжету пьесы потребовался плач ребёнка. Он понял, что никто не сможет изобразить плач младенца лучше самого младенца. В кульминационный момент папа выдернул соску изо рта ребёнка, и зал услышал пронзительный рёв. Мейерхольд, не знавший об участии младенца в постановке, был в восторге.
Можно сказать, что с этого момента жизнь Наталии Сац была связана с театром, зрителями основанных ею театров были исключительно дети. Ей было всего пятнадцать, когда она стала заведовать детским сектором одной из секций Моссовета. Это по её инициативе вскоре был создан Детский театр Моссовета – первый театр с репертуаром для детей, директором которого она была долгое время. Своим рождением ей обязаны и Московский театр для детей, и Центральный детский, и Первый ТЮЗ Казахстана. В 24 года Наталия Ильинична Сац получила звание заслуженной артистки Республики.
В 1936 году Н. Сац предложила С. С. Прокофьеву написать музыку для детей, которая представляла бы своеобразное путешествие в страну инструментов симфонического оркестра. Так появилась симфоническая сказка "Петя и волк", в которой у каждого музыкального инструмента – своя особая роль.
В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр. Сейчас – это Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, прославившийся такими постановками, как "Три толстяка", "Волшебная флейта", "Синяя птица" и др.


Российская академия музыки имени Гнесиных

Gnesiny

Сёстры Гнесины. Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета. Конец XX в.

Наверняка вы слышали о "Гнесинке" – одном из самых знаменитых музыкальных учебных заведений России. Как правило, пытаясь расшифровать название, большинство говорит – "имени Гнесина". Мало кто знает, что одно из старейших российских учебных заведений носит имя нескольких женщин. Основательницы школы – Евгения, Елена и Мария Гнесины.
Родились они в многодетной семье Фабиана Гнесина и Беллы Флетзингер в Ростове-на-Дону. Мама училась игре на фортепиано, карьера пианистки не сложилась, но любовь к музыке она передала всем своим детям (их было двенадцать). Девочки – Евгения, Елена, Мария и Елизавета – были отправлены учиться в Московскую консерваторию. Там сёстры задумывались о том, как развивать обычных детей, ведь в консерваторию брали только талантливых. Это привело их к мысли открыть собственную музыкальную школу.
Сначала школа фактически состояла из маленькой гостиной, в которой на одном пианино три педагога: Евгения, Елена и Мария. И вот в начале февраля 1895 года в Москве открылось "Училище сестёр Е. и М. Гнесиных" ("Е" – Евгения и Елена, "М" – Мария). Елена разработала собственную "Фортепианную азбуку", по которой учатся до сих пор. Ольга училась у собственных сестёр и по окончании училища начала в нём преподавать. Елизавета – единственная из сестёр была не пианисткой и, окончив учёбу, стала вести класс скрипки.
Сёстры кроме специальных классов игры вели и теоретические, хоровые, ансамблевые, придавая всем большое значение. Этим училище Гнесиных отличалось в лучшую сторону от других частных учебных заведений Москвы.
В 1919 году ему был придан статус Государственной музыкальной школы, преобразованной в 1925 году в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных, затем в училище, директором которого стала старшая сестра Елена Фабиановна.
Идут годы, но миссия заведения (сейчас это Российская академия музыки имени Гнесиных) остаётся прежней: создание, сохранение и распространение ценностей отечественной музыкальной культуры.


Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908).
Композитор-сказочник

rimski korsakovСеров. В. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова. 1898

Имя знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, конечно, вам знакомо. Оказывается, он с детства увлекался музыкой, но ...мечтал стать моряком. И неспроста. Род Корсаковых – древний, один из предков Николая Андреевича ещё во времена Петра Первого был моряком. Это о нём рассказывал А. С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": вместе со своим крестником Ганнибалом царь отправил за границу на выучку моряцкому делу и Корсакова.
Дядя Римского-Корсакова был адмиралом, старший брат Воин тоже дослужился до этого звания. Ника, так звали его родные, хотел быть моряком, чтобы месяцами видеть лишь волны и небо. Он знал в совершенстве звёздную карту и в своих фантазиях уже представлял себя морским волком. Брата так допекал вопросами, что получил от него прозвище "Вопросительный знак".
Нике было двенадцать лет, когда отец привёз его в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. После окончания учёбы юноша был произведён в гардемарины и отправлен в кругосветное плавание на клипере "Алмаз". Путешествие оставило неизгладимые впечатления. За три года молодой моряк побывал во многих странах, познал их обычаи и культуру. Запавшие в память фантастические картины моря и океана останутся с ним навсегда и претворятся в музыку, с которой он связал свою жизнь после возвращения на сушу.
Может, поэтому среди его произведений много сказочных. Настоящим музыкальным сказочником можно назвать Николая Андреевича, ведь из пятнадцати опер, созданных им, четырнадцать написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд – "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Кащей Бессмертный" и другие.
Николай Андреевич Римский-Корсаков был профессором Петербургской консерватории, которая теперь носит его имя. Несмотря на свою известность, скромно говорил: "…прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно – не лишённым таланта, лучше – просто Римский-Корсаков".
Прочитать о необыкновенной жизни и творчестве композитора можно в книгах в отделе искусств!

Последние новости

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech